Перевозка живой рыбы
—может осуществляться различными видами транспорта: в живорыбной автомашине до 500 кг,
брезентовых чанах в автокузове 1,5 и 3-тонных машин до 300—400 кг,
в бочках 200-литровых на автомашине до 200—300 кг,
в бочках ,на конных телегах до 50 кг и на расстояние 3000 км и более в живорыбных и обычных вагонах,
оборудованных чанами. Плотность посадки ориентировочно определяют по следующей таблице в зависимости от продолжительности перевозки.
|
Количество воды на 1 кг веса рыбы (ы л) |
|
карп и сазан |
линь и орфа |
карась всех возростов |
стерлядь всех возростов |
форель всех возростов |
Длительность пере-возки в часах |
годовики |
двухлетки и старше |
годовики |
старше двух лет |
До 2 |
5 |
3 |
7 |
3 |
2 |
б |
8 |
3-4 |
6 |
4 |
9 |
4 |
3 |
7 |
9 |
5-6 |
7 |
5 |
10 |
5 |
4 |
8 |
10 |
7—8 |
8 |
6 |
12 |
6 |
5 |
10 |
12 |
9—10 |
10 |
7 |
15 |
7 |
6 |
12 |
15 |
11—15 |
13 |
10 |
16 |
10 |
8 |
15 |
18 |
16-20 |
15 |
12 |
20 |
12 |
10 |
20 |
20 |
20-24 |
20 |
15 |
25 |
15 |
12 |
23 |
25 |
Свыше 24 |
25 |
20 |
30 |
20 |
15 |
25 |
30 |
Плотность посадки мальков карпа,
сазана,
карася при перевозке в бочках в течение 4—6 час. при температуре воды 6—8° составляет 8—10 тыс.
шт. в 200-литровую бочку.
Для перевозки рыбы можно применять обычный молочный бидон из оцинкованного железа или алюминиевый,
емкостью 40 л (для перевозки личинок,
мальков,
сеголетков,
годовиков карпа и других рыб).
Норма посадки рыбы зависит от ее возраста и продолжительности перевозки.
Продолжительность перевозки в часах |
Норма посадки молоди в шт. в возрасте |
12-18 дней |
18-25 дней |
1 |
3200 |
2400 |
1—2 |
2400 |
2000 |
2-3 |
2000 |
1600 |
При более длительных перевозках норму посадки уменьшают.
Температуру воды при перевозке теплолюбивых рыб (карп,
сазан,
карась и пр.) в весенне-осенний период желательно поддерживать в пределах 6—8°,
летом— не выше 10—12°; для холодолюбивых (форель и др.)—весной 6—8° и осенью 3—5°.
При транспортировке живой рыбы необходимо соблюдать следующие основные условия:
- рыбу до посадки в тару выдерживают в течение '2 часов на проточной воде;
- рыбу,
имеющую травматические повреждения,
слабую,
подозрительную на заболевания,
выбраковывают;
- тара (посуда),
в которой перевозят рыбу,
должна быть чистой,
гладкой внутри,
не иметь острых выступов,
гвоздей,
могущих поранить рыб;
- бочки и другую тару на 4/5 объема наполняют совершенно чистой (без мути) водой из водоема,
откуда берут рыбу,
или из источника с вполне доброкачественной водой и температурой,
равной температуре воды водоема,
где находится рыба;
- если рыбой загружают несколько бочек,
то грузить ее надо равными порциями,
чтобы наполнение всех бочек было закончено одновременно; погрузку рыбы в вагон необходимо заканчивать за час до отхода поезда;
- рыбу лучше транспортировать ночью или рано утром;
- в пути следят за температурой воды; для охлаждения нагревшейся в пути воды берут запас льда из расчета не менее 5 кг на 100 л воды,
который помещают в марлевые или делевые мешки и подвешивают над водой;
- не следует доливать воду в тару в пути; при необходимости (при сильном загрязнении или утечке) следует пользоваться чистой водой из рек,
прудов,
но не из колодцев;
- при перевозке рыбы на автомашинах и на лошадях избегать в пути остановок; при вынужденных длительных остановках (20 минут и более) воду в таре надо аэрировать.
Широко применяется также перевозка живой рыбы на самолетах без воды во влажном состоянии на расстояние до 500 км.
Безводная перевозка живой рыбы широко применяется с 1933 г.,
после опытных перевозок рыбопосадочного материала,
проведенных под руководством А. И. Исаева. Годовиков не более чем в два ряда помещают в дюралюминиевые или фанерные ящики (рис.
62,
а),
дно которых сделано из деревянных планок или из фанеры с отверстиями для стока воды и устлано мокрым брезентом или мешковиной,
и обильно поливают водой.
|