Живорыбный вагон
— применяют вагоны двух типов: без принудительной аэрации воды и с установками для обогащения воды кислородом.
Ж. в. без принудительной аэрации воды — четырехосный товарный вагон,
в котором установлены два металлических бака емкостью по 16 ж3.
По бокам баков устроены деревянные карманы для льда. При таянии льда вода стекает в баки и снижает в них температуру воды.
Наполняют баки из водопроводных колонок через люки в крыше вагона,
а спускают воду через отверстия в дне баков. В Ж- в. погружают 2—2,5 т рыбы; отношение рыбы и воды должно быть 1 : 10,
т. е. на 1 кг рыбы должно приходиться 10 л воды.
Для сиговых и лососевых рыб это отношение увеличивается до 1 : 20 и 1 : 60.
При недостатке кислорода в воде во время стоянки вагона воду меняют или вагон передвигают по запасным путям маневровым паровозом.
При длительной перевозке воду в баках необходимо менять 1 раз в сутки.
Не рекомендуется пользоваться для этой цели хлорированной водой из городских водопроводов и из глубоких артезианских колодцев,
в которых она обеднена кислородом.
Рыба,
предназначенная для перевозки,
должна быть только что выловленной,
с хорошо промытыми жабрами,
выдержанной в проточной воде не менее 2 часов. Обращаться с рыбой необходимо осторожно и не допускать травматических повреждений и помятий ее.
Загружать и разгружать вагон надо быстро,
чтобы избежать больших отходов рыбы. Ко времени прибытия вагона на станцию назначения должны быть подготовлены бочки,
чаны и автотранспорт для немедленной разгрузки вагона. Ж. в. конструкции ВНИОРХа имеет систему принудительной аэрации воды,
разработанную Т. И. Приволь-невым,
которая обеспечивает восстановление утрачеино-го на дыхание рыб кислорода и освобождение воды от накопившейся в ней углекислоты.
Вода забирается со дна баков центробежным насосом и по трубам подается к форсункам,
через которые распыляется в воздухе и обогащается кислородом.
Вся вода баков проходит через форсунки не менее одного раза в час.
Вагон оборудован автосцепкой,
тормозом Вестингау-за,
электростанцией из двух генераторов РД-2Б и аккумуляторных батарей типа ВПМ-400.
Эксплуатация вагона производится по специальной инструкции.
Допустимые нормы загрузки вагона следующие:
Температура воды в вагоне (в °С)
|
0-2
|
2-5
|
5-10
|
10-15 |
15 -20
|
Допустимая загрузка рыбы (карпа) в ц
|
100
|
90
|
80
|
60 |
40
|
Вместо 1000 кг карпа весом 0,5 кг каждый можно грузить (в кг):
Линя,
угря,
карася . |
1250 |
Щуки |
900 |
Осетра,
севрюги |
800 |
Стерляди |
500 |
Леща |
720 |
Судака |
570 |
Форели и сигов |
350 |
Рипуса |
250 |
Амура |
800 |
Толстолобика |
500 |
Желательная температура воды в баках в весенне-летнее время 6 —12°,
в осенне-зимнее —1—3°. Летом для охлаждения 20 м3 воды в баках на 1° требуется 300 кг чистого льда.
Ж- в. сопровождает проводник,
который должен быть хорошо информирован о маршруте вагона,
узловых станциях,
на которых можно получить лед или сменить воду,
пункте назначения и о получателе рыбы. Проводник обязан вести постоянное наблюдение за перевозимой рыбой,
измерять температуру воды и для ее понижения применять лед. Проводник принимает вагон по акту с описью всего имущества и инвентаря.
Он обязан знать железнодорожные правила перевозки живой рыбы,
строго соблюдать инструкцию и принимать все меры к быстрейшей доставке рыбы к месту назначения.
О подготовке льда и смене воды проводник обязан заблаговременно ставить в известность железнодорожную администрацию.
Уснувшую рыбу учитывают отдельно по бакам и сохраняют на льду до конца рейса.
Все условия перевозки проводник записывает в путевой дневник.
|